Лента новостей
Статья21 сентября , 14:46

Фантомная боль традиции: экспедиция по поиску наличников побывала в троицких сёлах

Корреспонденты в поисках деревянного зодчества посетили Троицкий территориальный отдел, где смогли взглянуть в глаза домов.

Фантомная боль традиции: экспедиция по поиску наличников побывала в троицких сёлах
Фото: Дмитрий Попов

В отличие от двух предыдущих репортажей, где журналистов «Мучкапских новостей» радушно приглашали, чтобы запечатлеть уцелевшие экспонаты, Троицкий теротдел стал исключением. Сюда никто не звал журналистов. И это не потому, что нечего показать. Проблема в другом: там, где что-то сохранилось — некому приглашать. А там, где ещё живут люди, почти ничего не сохранилось. Этот грустный парадокс и определил наш репортаж, но не будем забегать наперёд.

Троицкое — «столица» близлежащих сёл

В поисках наличников корреспонденты начали с центра территориального отдела (или как до сих пор называют в простонародье сельсовета) — села Троицкого. Впервые оно упоминается в 1816 году в седьмой ревизской сказке (переписи населения) как деревня Богатеевка. Своё нынешнее название получило благодаря возведённой здесь Троицкой церкви.

Сегодня село известно прежде всего своим святым источником Казанской иконы Божией Матери, привлекающим множество паломников. Население едва превышает 170 человек. Троицкое является административным центром территориального отдела, объединяющего ещё четыре деревни, три посёлка и одно село.

Въезд в село Троицкое
Состав Троицкого теротдела
Границы Троицкого теротдела
Въезд в село ТроицкоеФото: Дмитрий Попов

В отличие от многих других сёл округа, Троицкое скорее напоминает современный коттеджный посёлок. Своим обликом оно обязано бывшему председателю Троицкого совхоза — товарищу Клочкову, который несколько десятилетий назад начал здесь активное строительство. И что примечательно, именно эти дома — самые привлекательные из всех казённых построек в округе. Проект также предполагал наличие шаблонных деревянных наличников.

Деревянные наличники от застройщика
Деревянные наличники от застройщика
Деревянные наличники от застройщика
Деревянные наличники от застройщикаФото: Дмитрий Попов
— Раньше у всех совхозных коттеджей были деревянные наличники от застройщика, они выглядели хоть и однотипно, но безусловно придавали особый шарм домам. Со временем они сгнили, как у нас например. Но мы решили, что дом смотрится «голым» без них. Мучкапский мастер Владимир Чурсин вырезал нам новые, красивые наличники, — рассказала Таисия Давыдова.
Обновленные наличники дома Давыдовых
Обновленные наличники дома Давыдовых
Обновленные наличники дома ДавыдовыхФото: Дмитрий Попов

И всё же среди этих коттеджей можно найти дома, хранящие связь с прошлым. Один из них — дом Зинаиды Крюковец, «Заслуженного Кировца», так называют людей, которые долгое время проработали на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, её трудовой стаж составляет 51 год. Фасад дома украшают наличники, сделанные её отцом, ветераном войны Иваном Матвеевичем Будниковым, уроженцем исчезнувшего села Солонцы. Эскиз этих наличников бережно хранится у неё в семье.

— Вставляли пластиковые окна и один из наличников пришлось вытащить, потому что он не позволял сделать монтаж. Жалко очень, память же о моём папе, но что поделаешь? Кстати, невестка моя вычитала в газете о вашей экспедиции и очень загорелась идеей сфотографировать наши наличники. Хотела сама отвезти фотографии в редакцию, но время было никак не выкроить. А тут — вы сами приехали, — рассказала женщина.
Дом Зинаиды Крюковец
Дом Зинаиды Крюковец
Дом Зинаиды КрюковецФото: Дмитрий Попов

Судьбоносная история приключилась с соседним её домом, в котором тоже сохранились элементы деревянного зодчества. Спустя пару дней корреспонденты возвращались из Владимировки и увидели, что дом покрашен и приведён в порядок, но наличников на нём уже не было. Неизвестно, вернут ли их обратно, но «Мучкапские новости» успели запечатлеть и навсегда сохранить их в цифровой памяти газеты.

Эти наличники навсегда останутся в цифровой памяти газеты
Эти наличники навсегда останутся в цифровой памяти газеты
Эти наличники навсегда останутся в цифровой памяти газетыФото: Дмитрий Попов

В большом селе Троицкое с трудом удалось отыскать восемь домов с деревянным кружевом. Увы, но такова цена прогресса: новые дома вытеснили старые, стерев бесценные образцы русского деревянного зодчества.

Фото: Дмитрий Попов

Узнаваемый почерк троицких мастеров — треугольный или лучковый верх наличников, а также строгие геометрические узоры, роднящие их с работами из Нижнего Чуева. Но почти все эти экспонаты находятся в плачевном состоянии.

Лихачи — воплощённый образ хутора

Если вам когда-нибудь доводилось слышать слово «хутор» и представлять его в своем воображении, то Лихачи — именно то, что вы себе нарисовали. Вся деревня — это всего пять домов. Один, стоящий обособленный «на отшибе», принадлежит  фермерам. Остальные четыре стоят тесно, словно ищут поддержки друг у друга в этом безлюдном месте. Лихачи впервые упоминаются в 1911 году, в те годы здесь стояло около ста домов.

Как показывает статистика, чем дальше населённый пункт от цивилизации, тем больше в нём шансов отыскать живые свидетельства истории — у трёх домов сохранились наличники. Их дизайн тесно перекликается с традициями села Троицкое, но с одним интересным дополнением — в них вплетены современные трактовки солярных символов.

Фото: Дмитрий Попов

Часто можно наблюдать в заброшенных сёлах разрушенные дома или фундаменты от них, но в Лихачах всё заросло целиной и даже представить сложно, что когда-то тут были строения. Теперь лишь косули и лисы хозяйничают на этом месте. Изредка сюда приезжают люди, в поисках домов своих предков.

— Раньше дома стояли по двум сторонам дороги и тянулись до пруда в сторону Солонцов. В начале 80-ых тут ещё было пятьдесят домов, активная жизнь цвела. Было огромное стадо коров. Как огород начинаешь копать, то всегда кирпичи и скобы попадаются, напоминая о прошлом, — вспоминает дачница Мария.

Обычно, когда покидаешь забытые сёла, возникает грусть и тоска. Видя заброшенные дома, невольно представляешь, как когда-то здесь кипела жизнь. Но, уезжая из Лихачей, этого чувства не возникло. Казалось, это место давно смирилось со своей участью и обрело какое-то особое, умиротворенное спокойствие.

Калиновка — внезапное очарование

Как только приезжаешь в Калиновку сразу попадаешь под её обаяние. Маленькая, уютная, ухоженная деревня впервые упоминается в десятой ревизской сказке в 1858 году.

Уникальность Калиновки — в её линейной односторонней застройке: дома тянутся вдоль дороги, образуя одну сторону улицы, а напротив через дорогу — ухоженные сарайчики и хозяйственные постройки. Такая планировка ещё встречается в Ольшанке и Владимировке, но там она уже почти исчезла. Скорее всего, такая застройка пришла в эти края из Саратовской области.

Хозяйственные постройки стоят напротив домов через дорогу
Хозяйственные постройки стоят напротив домов через дорогу
Хозяйственные постройки стоят напротив домов через дорогу
Хозяйственные постройки стоят напротив домов через дорогуФото: Елизавета Синицына

Но главное — в Калиновке удалось найти то, что искали: резные наличники с историей, пополнив нашу коллекцию необычными экземплярами.

Фото: Дмитрий Попов
— Дом и наличники делал мой дедушка Никита Иванович Зенин. Вставили пластиковые окна, но от наличников не избавились, решили сохранить память о своих предках, — рассказывает Елена Беляева.
Дом Елены Беляевой
Дом Елены БеляевойФото: Елизавета Синицына

Жители деревни помнят и 150 домов, и начальную школу с клубом и фермой, но сейчас здесь едва ли наберётся 20 человек. А ещё в Калиновке стоит большой деревянный крест. Наверное, поэтому она и держится в таком отличном состоянии — не иначе, как с Богом.

Поклонный крест в Калиновке
Поклонный крест в КалиновкеФото: Дмитрий Попов

Владимировка — долина прудов

Мало кто знает, но деревня Владимировка до прихода к власти большевиков называлась Александровка. По размерам она больше Троицкого, но населения в нём осталось около 60-ти человек.

И если все сёла округа похожи друг на друга, то Владимировка отличается от всех своей неописуемой красотой — её улицы омываются пятью прудами с разных сторон.

Закат во Владимировке
Закат во Владимировке
Вышел из дома и через два метра пруд
Закат во ВладимировкеФото: Дмитрий Зямзин

Но одного живописного вида оказалось недостаточно для дотошных корреспондентов: лишь на трёх домах удалось отыскать осколки былой славы — резные наличники.

Фото: Дмитрий Попов
— Раньше в нашей деревне знаменитые столяры жили: Василий Минаевич Ступников, Василий Егорович Куралесов, Иван Гаврилович Зямзин, Николай Николаевич Краснов (Прим. Ред. — его имя будет ещё раз упомянуто в рассказе о другом селе). Сами наличники вырезали, рамы вручную вязали — мастера на все руки, но посмотреть их работы уже негде — дома разрушены, — рассказал местный житель Николай Ломов.

Пусть нам и не удалось разглядеть богатый культурный слой в резных узорах, зато во Владимировке смогли отыскать нечто другое — живые знания о прошлом, которые бережно хранят местные жители. Рассказы про «казачий хутор», барыню и Купальный пруд — бесценное сокровище владимировской истории.

И кто бы мог подумать, что тихая Владимировка — малая родина Валентина Логунова, бывшего главного редактора «Российской газеты» в 1990-1993. Вот так маленькое село приводит в жизнь больших людей.

Ольшанка — иллюстрация романа «Война Миров» Герберта Уэллса

На первый взгляд Ольшанка — обычная забытая деревня, но она смогла впечатлить. Такого обилия окон со ставнями в отличном состоянии не встречалось ещё нигде.

Фото: Дмитрий Попов

Главное, что сразу бросается в глаза — это украшение верхней части окон резными ламбрекенами. Хотя и небольшие различия присутствуют, чувствуется единый стиль, рука одного мастера. Словно он оставил свой автограф на каждом доме.

Несмотря на богатство деревянной резьбы, Ольшанка оставляет тягостное впечатление. Деревня почти опустела и сдалась на милость виргинскому плющу. А если дать волю воображению, то все это зрелище напоминает иллюстрацию к «Войне миров» романа Герберта Уэллса.

Фото: Дмитрий Попов

Посёлок Уваровский, он же Труд, он же Боронихино

В это место нет указателя, по крайней мере корреспонденты его не нашли. Посёлок известен тем, что именно здесь берёт своё начало левый приток Вороны — река Мучкап. Также тут родился и вырос почётный гражданин Мучкапского округа Юрий Краснов.

Корреспонденатам удалось найти всего лишь одну хозяйку дома с наличниками, остальные дома находились под замком.

Фантомная боль традиции: экспедиция по поиску наличников побывала в троицких сёлах
Фото: Дмитрий Попов
— Этим наличникам уже 65 лет, нам их делал плотник из деревни Владимировка Николай Краснов. Дельный и мастеровитый был мужик, — рассказала Тамара Мишина.

Оказывается, что такое название у посёлка не случайно. Во времена раскулачивания жители Уварово бежали в это место на необжитые земли. С тех пор посёлок разделился на две части: на одной стороне жили уваровские люди, а на другой — мучкапские.

Наличники здесь однотипные, чувствуется, что их делал один мастер, но даже в этой монотонности есть своё очарование.

Фото: Дмитрий Попов

Так и живет Уваровский — между истоком реки и эхом истории. Может, и неприметное место, но в каждом доме, в каждом резном наличнике, в самом названии посёлка частица прошлого. И этого достаточно.

Покровка

Здесь удалось найти всего три экземпляра, со своими, непохожими на другие, особенностями. Окна, на которых сохранились наличники, нестандартны и имеют размер куда больше, чем окна в других сёлах.

Фото: Дмитрий Попов

Самой Покровке не до наличников, её дома разрушаются, а на их месте безжалостно распахивают поле.

Центральная усадьба совхоза «Победа»

Виды здесь словно сошли со страниц сценария к фантастическому фильму. Посреди ровных полей современного агрохозяйства неожиданно вырастают заброшенные дома, покинутые людьми после распада Союза, а из под стен больших зданий растут подсолнухи. Это зрелище одновременно пугает и восхищает.

Прямо посреди подсолнухов растут дома
Прямо посреди подсолнухов растут дома
Прямо посреди подсолнухов растут домаФото: Дмитрий Попов

Здесь нет наличников, но когда ещё выдастся возможность упомянуть про усадьбу «Победа», в которой тоже когда-то была жизнь?

Репище

Заброшенный посёлок, в котором нет ничего, кроме двух фермерских домов.

— Я работал на этих полях с уроженцем Репища. Он рассказал, что в 70-ых здесь ещё было 30 жилых домов. После девяностых люди просто покинули эти места, некоторые ушли жить в Покровку, а кто-то в Мучкап, — рассказал фермер.

Для журналистов «Мучкапских новостей» мужчина даже нарисовал схему расположения зданий, когда посёлок был ещё густо населён. Сейчас же о Репище напоминают лишь фундаменты разрушенных домов и старые заброшенные погреба.

Приблизительная схема расположения села
Приблизительная схема расположения селаФото: Дмитрий Попов

Окна, как глаза домов, с грустью и надеждой смотрели на нас, когда мы уезжали обратно в Мучкап. Смотрели так, будто кричали о важности сохранения культурного наследия и памяти о прошлом. В них отражалась красота и запустение. Они — не просто элементы архитектуры, а живые свидетели времени, которые, если прислушаться, могут поведать о давно ушедших поколениях и о том, как важно беречь то, что у нас есть, для тех, кто придёт после нас. Только вопрос: придёт ли?

Автор:Дмитрий Попов