Фотоэкспедиция «Мучкапских новостей», по поиску деревянного зодчества, запала многим читателем в душу и нашла отклик в сердцах людей. Это даёт коллективу огромную мотивацию по продолжению трудов.
Недавно в редакцию поступил звонок от неравнодушной жительницы села 1я Берёзовка, которая, после прочтения выпуска о коростелёвских наличниках захотела, чтобы «Мучкапские новости» помогли сохранить память об одном доме и в её родном селе.
Село 1я Берёзовка или в простонародье Лунёвка упоминается впервые в 1816 году во время седьмой ревизской сказки (переписи населения). В настоящее время количество жителей не превышает двести человек и состоит всего из двух протяжённых и параллельных друг другу лиц. Известно тем, что в советские годы оно бы единственным местом в районе, где сохранился храм, в котором совершалась Божественная литургия. Именно здесь мучкапцы старшего поколения приняли таинство святого крещения.
Проезжая Лунёвку в поисках деревянного зодчества, в глаза корреспондентам бросилось большое количество кирпичных, похожих друг на друга домов, окрашенных в белый цвет. Их окна обрамлены не резным кружевом наличников, а раскрашены широкими мазками яркой синей краски, и такие постройки характерны для всего села. Оказывается, несколько десятилетий назад здесь произошёл пожар, в котором дотла выгорела улица, которую жители называли Матвеевка. Именно поэтому здесь почти полностью отсутствуют элементы зодчества.
— В те времена в Кулябовке был кирпичный завод и люди после пожара стали брать материал из него. Этим и объясняется простота и однотипность домов, в которых отсутствуют декоративные элементы. После этого несчастья главным для людей была надёжность и долговечность. А в синий красили наши бабушки ещё, они считали это красивым цветом, так сейчас делаем и мы. Наверное, это память об их сгоревших домах, в которых наверняка были наличники, — говорит местный житель Александр.
На улице Красная среди кирпичных строений, журналистам с лёгкостью удалось найти тот самый дом, который в Лунёвке называют «теремок». Его хозяйка — Валентина Григорьевна Масликова — учительница русского языка, литературы и истории, проработавшая в местной школе 40 лет. Она выучила несколько поколений детей, среди которых Сергей Чеботарёв — экс вице-губернатор Тамбовской области, бывший глава города Тамбова.
Корреспонденты оказались перед скромным, но полным обаяния домом. Ярким его акцентом стали окна, украшенные резными наличниками, и зелёный заборчик из штакетников, расписанный цветами. В этом сельском пейзаже чувствуется настоящая русская душа — простота, искренность и самобытность. Этот дом своими руками построил её супруг Вячеслав Михайлович Масликов, который, к сожалению, скончался в 2018 году.
— Ограде уже 33 года, а наличникам и вовсе полвека. Я храню завет мужа, который сказал: «если когда-нибудь будут уговаривать поменять деревянные окна, то ни в коем случае не поддаваться на эти уговоры». Так берегу память о нём, — рассказывает Валентина Масликова.
Окна и ограда в доме Валентины Григорьевны — это не просто элементы фасада и приусадебного участка, а часть её прошлого. Поэтому женщина сама лично, не смотря на свой возраст, каждый год красит и облагораживает их.
— Это красиво, но мне её, как возрастного человека, жалко. С этой оградой она месяц промучилась. Очень кропотливая работа, столько денег на краску потратила. Наше современное поколение уже не так трепетно к этому относится, а люди старой закалки это ценят. Она никого не подпускает и делает всё сама, — рассказывает сноха Татьяна Мусорина.
Муж Валентины Масликовой был мастером на все руки. Всю жизнь он отработал в колхозе «Страна Советов» электриком, механиком, плотником, столяром и жестянщиком. Он помог многим жителям округа перекрыть крышу и сделать наличники в сёлах Андриановка, Чащино, Коростелёво, Варварино, Кулябовка и Лунёвка. Во дворе хозяйки до сих пор сохранена его мастерская, где все предметы аккуратно расставлены по своим местам.
— Супруг мой был ещё и талантливым выдумщиком. Многое в работе по дереву он перенял от своего отца Михаила Петровича. Бывало ночью встанешь, а в мастерской свет горит. Я думаю, может случилось чего, а он говорит — «ночью думают, а не спят». В каждой деревне был свой единственный умелец, и укаждого была мода — придумать что-то необыкновенное. Многое перенимали друг у друга. Узоры разные, а цель одна — нарядить дом, — рассказывает Валентина Григорьевна.
Местные уже привыкли к образу «теремка», а вот дачники не перестают высказывать своё восхищение. Но встречаются и такие люди, которые не понимают всей этой заботы о наследии. Они искренне удивляются, почему хозяйка дома до сих пор не вставила пластиковые рамы, когда все это уже сделали.
— Я не осуждаю этих людей. У многих раньше гнили окна и они уже мучились лепить туда глину. А пластиковые стеклопакеты — это практичный выход. Другое дело, зачем выбрасывать деревянные наличники, если их можно обратно прикрепить, — говорит хозяйка дома.
В дальнейших её планах дождаться хорошей погоды, чтобы обновить окна побелкой, а наличники разноцветной краской.
Валентина Григорьевна, с её настойчивым характером и преданностью традициям, является живым олицетворением русской деревни. Она не просто живёт в этом доме, она его оберегает, сохраняя его подлинность. Её история — это призыв беречь свои корни и хранить память о прошлом. Уезжая, корреспонденты понимали: пока есть такие люди, как Валентина Григорьевна — живо культурное наследие России.