15 февраля — день вывода советских войск из Афганистана. В Мучкапском округе живут десятки ветеранов той войны. Один из них — Юрий Налётов из мучкапского Коростелёво.
Юрий Алексеевич уходил в армию обычным девятнадцатилетним парнем. Весной 1981 года он окончил школу, а осенью военкомат уже вручил ему повестку. Ни родным, ни самому призывнику тогда никто не говорил, куда именно отправят эшелон из Тамбова. Правда открылась позже, когда новобранцев привезли в Москву. Там ребята узнали, что дорога предстояла в среднеазиатские советские республики.
Первые 4,5 месяца учебки прошли в туркменском Ашхабаде, остальные 1,5 в узбекском Термезе. Уже тогда каждый понимал, что если обучение проходит здесь, то это прямая дорога в афган. Здесь Юрий Налётов начал осваивать азбуку Морзе.
— Я учился на связиста. Стучишь: тук-тук-тук, зубришь морзянку. У кого слух музыкальный, тем легко было, а вот мне поначалу тяжело давалось. Как сигнал быстрый начинает идти, то в ушах всё сливалось, — вспоминает ветеран.
Получив должность заместителя командира взвода отделения связи, сержант Налётов со своим подразделением отправился в Афганистан. Дома, в Коростелёво, об этом не знали всё время несения службы, семье он сообщил лишь перед дембелем.
Сначала Юрий попал в Баглан, затем в расположение под Кундузом. Самым сильным впечатлением для мучкапца стали не горы, его удивило другое.
— Представляешь, местные землю пахали на быках! Я такого никогда не видел. Ну а в целом там очень сухо, запах странный, воздух пыльный... мне там сразу не понравилось, — рассказал мужчина.
В горах связист стал пехотинцем. Восьмикилограммовая рация «Р-8» за спиной стала его постоянным грузом.
Летом операции в горах, а зимой Налётов сопровождал колонны. Было изнурительно тяжело лазать по гористой местности. На то, чтобы утолить жажду, была всего одна фляжка воды. И никто времени на отдых не давал. По словам Юрия Алексеевича, испугаться там не успеваешь, и учиться выживать приходится на ходу. Но одно дело привыкнуть к свисту пуль, и совсем другое — терять людей, боевых товарищей.
Во время одного из сопровождений батальон коростелёвского сержанта попадал в засаду. «Душманы» разбивали колонну и сразу уходили. Укрыться солдатам было негде, поэтому приходилось занимать место для обороны за камнем или колесом.
— Один момент запомнился мне навсегда. В туманную погоду колонна растянулась на много километров, пришлось двигаться очень медленно. В этот момент «басмачи» устроили засаду и расстреляли в упор кабину нашего солдата, выпустив не менее четырнадцати пуль. А водитель отделался лишь лёгким ранением руки, — вспоминает Юрий Налётов.
Местные жители называли советских солдат «шурави». Кто-то даже относился лояльно к нашим военным. Но осторожность бойцы не теряли никогда.
— Сидим «на броне», а торговцы кричат: «шурави, шурави!», предлагая что-то купить. Бывали случаи, что они подсыпали отраву и чтобы не нарваться, мы действовали по проверенному правилу: «туземец» пробовал первый, мы ждали пять минут и только потом покупали. Организму не хватало витаминов, поэтому часто брали у них фрукты, — рассказывает ветеран.
В минуты затишья солдаты могли отдохнуть. Они пели под гитару, вспоминали дом. Особенно им грели душу письма от близких. А когда объявляли тревогу, то всё начиналось заново. В одном из боёв враги подорвали машину. Сержант Налётов вытащил из горящей техники сослуживца, который не мог выбраться самостоятельно. За совокупность заслуг он получил медаль «За отвагу» и награду от просоветского правительства Афганистана. Уже в мирное время добавились юбилейные медали к 25-летию и 30-летию вывода войск.
В 1983 году Юрий Налётов вернулся из афгана. Переход от азиатского пекла к мучкапским осенним холодам был настолько резким, что первое время он просто не мог согреться. И та война первое время снилась ему.
Встретили ветерана с почётом и уважением. Все радовались, обнимали, засыпали вопросами, ведь он прошёл через такое.. Это вызывало гордость у людей за него. А после развала Советского союза, по словам коростелевца, о той войне словно забыли.
После демобилизации ветерану предлагали службу в советской милиции, но он уехал учиться в Тамбов на зоотехника — специалиста по кормам. После получения профессии вернулся и устроился работать в колхоз имени Мичурина в Новосельцы заведующим фермой.
Сейчас ветеран живёт в Коростелёво, работает на местном семенном заводе. Со своей женой он вырастил детей, теперь нянчит внуков. Жизнь идёт своим чередом, но тема защиты Родины для него не стала далёкой историей: сегодня Налётов пристально следит за новостями из зоны СВО и переживает за наших ребят.
А ещё Юрий Алексеевич до сих пор не теряет надежды найти своих сослуживцев. Говорит, что встретиться с теми, с кем прошёл афганскую войну, было бы для него большой радостью.