Традиционно каждый апрель в селе Коростелёво Мучкапского округа мужское население собиралось вместе, чтобы поиграть в местную игру под названием «клекá».
Игра пользовалась популярностью наряду с лаптой, однако, если в лапту могли играть все желающие, то в клекá по традиции играли исключительно люди мужского пола.
С первого взгляда игра напоминает знакомые всем городки, но в клека́ играют не командой, а каждый сам за себя и без начисления очков за сбитый клёк.
Для игры расчерчивают поле на земле или на асфальте шириной три метра и длинной 10 метров. Каждый игрок сам под себя срезает палку, в основном из кленового дерева. Центром игры является клёк — круглый брусок размером 10-12 сантиметров.
Играющие методом жребия выбирают водящего, который будет «стеречь» клёк у своей линии, а остальные берут палки и идут на кон.
— Смысл игры в том, чтобы палкой с определённых расстояний поочерёдно сбивать клёк, а затем все должны успеть добежать за своими палками и вернуться за линию водящего, а водящий должен был бежать за клеком и быстро установить его на место в квадрат, чтобы меньше бьющих вернулось назад за линию, тем самым сократив количество бьющих, — объясняет правила игры местный житель Алексей Попов.
Бьющие становятся на кон (10 метров до цели) и начинают бросать палку, чтобы сбить клёк. Пока клёк стоит в квадрате, никто не имеет права заходить за линию водящего. Тот, кто нарушил это правило, сам становится «во́дой».
— Очень «крутым» считался бросок, от которого клёк разрывало на две части. Такой игрок пользовался уважением, — вспоминает игравший в эту игру уроженец Коростелёво Артём Попов.
Тот, кто водит (во́да), после установки клека в центре квадрата обязательно произносит фразу — «Клёк за все кона́!», иначе бьющие могут не соблюдать правила, и будут пересекать линию во́ды когда захотят.
Как только клёк собьют, все совершившие бросок стремятся добежать до своей палки и вернуться через линию водящего обратно. Кто не успел перебежать за линию, бросают палку на том месте, где игрок остановился на момент, когда во́да поставил клёк и ждёт, чтобы другие бьющие его «выручили». У тех, кто попал с кона, открывается возможность бить с полукона (5 метров до цели), сократив дистанцию до клека в два раза. В случае, если никто из бьющих не попал по клеку́, то водящий берет клёк в руки, становится в центр квадрата и кидает им по любой палке, которую он считает более удачной целью. Если он попал, то во́дой становится тот, чья была палка. Если же нет, то игра продолжается без изменений.
— Иногда бывало так, что игрок совершил бросок палкой слишком слабо. И создаётся видимость, что она недалеко от квадрата, тогда он имел право попытать счастье встав в квадрат, и попробовать лёжа дотянуться до палки. И если это получалось, то он получал шанс заново бросить. Если нет, то у во́ды появляется гипотетически удачная цель, чтобы осáлить эту палку клеко́м, — поделился ещё одним правилом житель Коростелёво Юрий Хабаров.
Так какие же есть возможности «отводи́ться» и встать в ряды бьющих? Помимо случая, когда все промахнулись и водящий получает возможность оса́лить кого-то клеком, есть ещё несколько способов:
— Игра захватывала настолько, что в неё играли до момента, когда на улице темнело и клёк уже было не видно. Дети стремились попасть в игру со «старшими». Это было намного интереснее, чем играть со своими ровесниками. Но был большой риск того, что там могут «заводи́ть». И покинуть игру, придумав причину, что родители сказали срочно прийти домой — не прокатило бы, так как в эту компанию больше играть не возьмут. Поэтому все играли до конца, — рассказал свои воспоминания Алексей Попов.
Можно сделать вывод, что эта игра суровая и травмоопасная. Люди часто получали палкой по ногам, туловищу и даже голове. Но желание играть ни у кого не пропадало. Временной отрезок для этого развлечения было с апреля по май, когда особых дел не было. Потом уже теплело и наступало время сезонных работ на огороде, купание на речке и интерес к игре в клека́ пропадал до следующего года.
— Игру прерывал сбор кленового и березового сока. В клекá играли пока было ещё сыро, потом, когда подсыхало, были тарантулы и лапта», — делится воспоминаниями о игре Сергей Попов.
Жители не теряют надежды возродить клекá, который являлась досугом для многих поколений, и даже сыграть в него на фестивале пляжного волейбола.