Вся страна 27 января вспоминала 78-летие полного снятия блокады Ленинграда, продолжавшейся 872 дня. Её жертвами, по разным оценкам, стали от 641 тысячи до 1 миллиона мирных граждан, которые погибли от голода и обстрелов.
В Мучкапском районе проживают 2 ветерана-блокадника: Любовь Башкатова и Анатолий Бизюкин.
В День снятия блокады Ленинграда корреспонденты газеты «Мучкапские новости» побывали в гостях у Любови Фёдоровны Башкатовой.
— Я с родителями жила в Ленинграде. В 1937 году умерла моя мама. Я осталась с отцом. В 1941 году я пошла в первый класс. Помню, объявляют: «Началась Великая Отечественная война». Я прибежала домой и отец мне говорит: «Давай собираться и эвакуироваться». Часть людей вывезли, но мы остались в Ленинграде. Позже узнали, что тех людей при эвакуации взорвали — значит, суждено было нам выжить с папой. Помню обстрелы, бомбёжку. Начался невыносимый голод. В 1942 году у меня умирает отец. И в то же время крадут у меня карточки, — вспоминает Любовь Фёдоровна.
Девочку отправили в отделение милиции, оттуда на обследование и в детский дом.
— Вспоминаю, что было очень тепло, мы собирали листья с деревьев и ели их. В июне 1942 года нас начали вывозить из Ленинграда по железной дороге. Нам давали сухпаёк, кипяток в поезде был. — рассказывает Любовь Башкатова.
Детей привезли к Ладожскому озеру, оттуда отправили в Рыбинский район Ярославской области. Разместили в 2-этажном доме. Спали по 30 в комнате на соломенных матрасах. Детей приучали к труду, они по очереди дежурили на кухне.
— Было всё строго, но в тоже время относились к нам по-доброму и с заботой, — рассказывает женщина.
Рядом с детским домом находились поля, где дети трудились. Сажали зерно, картошку.
— Помню, как мы с подружкой пошли на поле. Набили карманы зерном, идём, хохочем. И тут мимо нас проходит директор и говорит: «Ну что, курочки, поклевать захотелось?». Нам стало так стыдно. Когда пошли на ужин, всем детям дали конфеты, а нам нет. Никто нас не ругал, но воспитывали и давали понять, что больше так делать не нужно.
О Победе над фашистами девочка узнала в детском доме от старшего воспитателя.
— Утром 9 мая к нам в комнату забегает старший воспитатель и кричит: «Победа!». Потом нас повезли в колхоз. Помню, кто-то плакал, а кто-то пел, — вспоминает Любовь Фёдоровна.
Из детского дома в 1945 её забрала тётка и привезла в Чуево. Закончив школу, девушка поступила в педучилище. По направлению работала в Таджикистане. Потом вернулась Мучкапский район, в Прудки. Вскоре обзавелась семьёй, родила детей. Устроилась в местную школу учителем начальных классов, где проработала 44 года.
— Ленинградцы — люди необыкновенного характера, — считает Любовь Федоровна. — Они выдержали всё, что выпало на их долю. Вряд ли кому-то выпадало больше!
Умирая от голода, эти люди варили кисель из кожи и клея, ходили за водой на Неву и продолжали бороться. А весной 44-го, когда осталось около 600 тысяч человек из почти 3,5-миллионного населения, чистили город от снега, мусора и трупов, чтобы не началась эпидемия.
Сейчас Любовь Башкатова воспитывает уже 4 правнуков и правнучку. Рассказывает им, чтобы помнили: война — это очень страшно.