Жителя рабочего посёлка Мучкапский Ивана Кузина мобилизовали 23 октября 2022 года. Сначала он был в учебной части, затем его направили в Северодонецкий район Луганской области.
Иван служил в звании младший сержант. Связь с ним у родных была практически регулярной. Боец коротко сообщал: «Жив. Здоров. Служу». Родные следили за новостями, ждали каждой весточки от Ивана. Прошло несколько месяцев. А потом связь с ним внезапно прервалась. И потянулись мучительные часы, дни ожидания.
День 17 января 2023 года Марина Кузина запомнила навсегда. Сестра одного из попавших под миномётный обстрел бойцов сообщила ей о том, что Ивана тоже ранило. Но, где он и какова его дальнейшая судьба, не было известно.
Находясь в шоке, в страхе, в самых жутких предположениях, Марина нашла в себе силы и сразу начала действовать. Сказать, что пять дней поисков она была сама не своя, мало. Время словно замедлилось, оно тянулось бесконечными и тщетными минутами и часами безуспешных звонков в госпитали. Она уже сбилась со счёта, сколько раз ей ответили: «Нет, такой пациент к нам не поступал». Но наступало утро следующего дня, и она вновь брала телефон, начинала сначала. Вместе с ней обзванивали госпитали подруги Елена Мишина и Мария Асеева, за что она им благодарна.
— Нашла я его только 21 января в реанимации военного госпиталя Одинцова. Два с половиной месяца он у меня был в реанимации, так как ранение было очень серьёзное. Потом перевели в палату отделения неврологии. И я уже с ним осталась жить и ухаживать на семь с половиной месяцев, - рассказывает мать солдата.
Ранило мучкапца 13 января 2023 года под городом Кременная во время миномётного обстрела. В тот момент ранения получили шестеро военнослужащих из подразделения «Соболь», в котором также служил Кузин. Один из раненых не выжил. Первую помощь Ивану на месте обстрела оказали ребята сослуживцы, когда подбирали и вывозили раненых. Сначала его доставили в ближайшую обычную больницу, затем направили в Ростов, в Красногорск. И только потом он оказался в подмосковном военном госпитале.
Врачи не скрывали от матери ничего. Марине рассказали всё о серьёзном ранении сына, не обнадёживали.
— Были самые страшные мысли. Плакала, переживала. Только всей душой и сердцем надеялась, что он выкарабкается. Сначала разрешали находиться около сына в реанимации по 15 минут. Чуть стал постабильнее, разрешили на целый день. На ночь оставаться в реанимации не разрешали. Раненых солдат лежало там много, — вспоминает Марина.
После реанимации матери разрешили жить и ухаживать за сыном в отдельной палате, где пациенту обеспечили комфорт и возможность восстанавливаться. Молодой человек не отчаялся, стремился быстрее восстановиться и жить полноценной жизнью. У него стояла трахеостома, он не мог разговаривать, писал, шептал, показывал, по губам многое угадывали.
— Мам, ты только не уезжай, — сказал Иван, впервые после ранения увидев мать.
— А я сказала дома, что вернусь только с Ваней. Дома ждала дочь Ульяна, муж, родные и друзья. Мы были постоянно на связи. Ульяне сделали пропуск через несколько месяцев, и она навещала брата в госпитале. В прошлом году в августе у Вани была последняя операция, — уточняет Марина.
Она показывает мне видео из больничной палаты. Вот Иван лежит весь в бинтах, взгляд полон боли. Вот он уже сидит на койке, бинты сняли, раны затягиваются. Вот он делает первые шаги, шутит, на губах улыбка. Какой же долгой казалась ему эта дорога домой. Но он смог, справился, не отчаялся, выполнял все предписания врачей, и вот теперь продолжает восстанавливаться в кругу семьи.
Мы беседуем с Мариной на кухне. Иван в этот момент спит в своей комнате. Отдых ему требуется часто, восстановление всё ещё продолжается.
— Ранение у нас с правой стороны. Левая сторона тела была вся парализована. Ни рука, ни нога не двигались, сын не ходил, не сидел. Ему регулярно делали массажи, специалисты занимались с ним лфк, раз в неделю к Ване приезжал остеопат-доброволец, - делится женщина,— сейчас сын ходит с тростью, разговаривает, всё понимает, шутит, настрой позитивный, сохраняются пока ещё проблемы с левой рукой, но мы развиваем, делаем необходимые упражнения, улучшаем мелкую моторику и двигательные функции.
Иван Кузин комиссован по ранению, у него первая группа инвалидности. Специалисты говорят, что в дальнейшем, после 2-3 лет восстановления, Иван сможет работать, если будут силы и желание. Если его здоровье восстановится до такой степени, что он сам почувствует силы отказаться от инвалидности, то имеет на это полное право.
— Он настроен в дальнейшем трудиться. И девушка есть, и семью планирует. Машину ему уже купили, теперь решим вопрос с жильём, планируем приобрести квартиру в Тамбове, — делится мать бойца.
Марина благодарна каждому, кто помогал им в те трудные месяцы.
— Безмерная благодарность всему коллективу госпиталя в Одинцово. Все лечение и реабилитация были для Ивана бесплатными. Спасибо родным, друзьям, которые поддерживают до сих пор. Документы мне помог тогда собрать и оформить тамбовский военный прокурор, к сожалению, не помню его имени и фамилии. Все положенные выплаты Иван получил своевременно. Удостоверение ветерана боевых действий уже у него на руках, — уточняет женщина.
Сегодня жизнь Ивана наполнена спокойствием и заботой в кругу семьи. Двери гостеприимного дома Кузиных всегда открыты для его друзей, родных, однополчан. Связь с сослуживцами не рвётся. В прошлый Новый год к нему приезжал однополчанин с Мичуринска. Навещает друга и земляк-однополчанин Иван Халявин.
Недавно глава Мучкапского округа Михаил Коростелев вручил Ивану Кузину медаль Жукова за отличие в службе. Указ о награждении подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин.