Лента новостей
Статья29 октября , 15:01

«Здесь история вплетается в узор»: с деревянным зодчеством Шапкинского теротдела познакомились корреспонденты

В объективе журналистов оказались сёла — Краснояровка, Шапкино и Степанищево.

«Здесь история вплетается в узор»: с деревянным зодчеством Шапкинского теротдела познакомились корреспонденты
Фото: Дмитрий Попов

В поисках резных наличников корреспонденты «Мучкапских новостей» отправились в Шапкинский территориальный отдел. Эта обширная территория объединяет три села, каждое из которых имеет свой неповторимый облик. Именно здесь, в каждом уцелевшем доме, мы нашли новые образцы деревянного кружева.

Краснояровка — Червлёный Яр?

Первым делом корреспонденты отправились в один из самых живописных уголков Мучкапского края — в Краснояровку. Раскинувшаяся на низком левом берегу Вороны, это место по праву считается одним из красивейших населенных пунктов округа.

Современное её название несёт глубокий отпечаток прошлого и напрямую отсылает к легендарной местности — Червлёному Яру (слово «червлянь» означает «красный»), чьи границы простирались от Хопра до берегов реки Вороны. Эта территория овеяна сказаниями о вольных казаках, чья жизнь и судьба были неразрывно связаны с бескрайними степями и извилистыми реками.

Первые упоминания об этом поселении встречаются уже в 1744 году во второй ревизской сказке (переписи). Современное население села едва достигает десяти человек.

Краснояровка пользуется огромной популярностью как место для отдыха. Её неповторимая природа и живописные виды привлекают не только жителей Мучкапского округа, но и гостей из Тамбовской и соседней Воронежской областей.

Но этот населённый пункт не спешит открываться каждому. Чтобы увидеть Краснояровку, нужно проехать через поля и величественные дубовые посадки, сосновые рощи, остатки колхозного сада «Красный боевик», и только тогда перед вами во всём своём величии предстанет она.

Дубовые посадки. Непривычно, правда? Ведь в основном насаждения вокруг полей из берёзы или тополя
Колхозный сад
Сосновая роща
Сосновая роща
Дубовые посадки. Непривычно, правда? Ведь в основном насаждения вокруг полей из берёзы или тополяФото: Дмитрий Попов

Вопреки ожиданиям, Краснояровка смогла удивить своими немалыми размерами. Раскинувшаяся на пяти улицах, это не просто село, а настоящий живой музей, где история вплетается в резные узоры наличников. Такой красоты экспонатов и их количество журналисты ещё не находили.

Внимательный взгляд сразу замечает, что здесь почти что нет двух одинаковых наличников. Каждый из них — это результат вдохновения и труда конкретного мастера. Геометрические мотивы играют в симметрии, образуя сложные орнаменты: ромбы, квадраты, треугольники складываются в затейливые композиции, словно зашифрованные послания.

Фото: Дмитрий Попов

Анна Васильевна Березовская — местная жительница — с трепетом относится к этому наследию. В 1967 году она заказала наличники в лесничестве для своего дома у местного умельца Алексея Васильевича Кутепова.

— Он создал их без единого гвоздя, используя только рубанок и свой талант. Я за ними ухаживаю. Ведь дом с наличниками намного красивее выглядит, чем без них, — делится старожил села.
Анна Васильевна у своего дома
Анна Васильевна у своего домаФото: Дмитрий Попов

Анна Васильевна — человек старой закалки. Родившаяся в первый день Великой Отечественной войны она в свои годы ездит в Шапкино на велосипеде, чтобы попасть в церковь, а это 11 километров. Родом с шапкинского хутора Баклуши, женщина помнит, как когда-то он насчитывал 60 дворов, но сейчас от него не осталось и следа. Она переживает, что и Краснояровке грозит такое же забвение.

Но вернёмся к наличникам.

Растительные мотивы — ещё одна доминирующая тема. Стилизованные цветы и листья тянутся вверх, словно стремясь к солнцу. Встречаются также солярные знаки и розетки.

Фото: Дмитрий Попов

Имена мастеров, которые вырезали узоры на окнах, Краснояровка помнит до сих пор.

— Все они из местных. Пётр Васильевич Зайцев был мастер на все руки: и дома рубил, и плотничал и «наемником» в Красный Хутор ходил подрабатывал. Валентин Чепрасов и Александр Остросаблин тоже из этой же когорты. Все они — умельцы и знали своё дело, — рассказывает Николай Березовский.
«Здесь история вплетается в узор»: с деревянным зодчеством Шапкинского теротдела познакомились корреспонденты
Фото: Дмитрий Попов

Техника создания наличников также разнообразна. Где-то преобладает плоскорельефная резьба, создающая эффект ажурного рисунка. Где-то мастера предпочитают более глубокую резьбу, изображая объемные фигуры, выступающие над поверхностью дерева.

Географическое положение Краснояровки всегда определяло её культурную и социальную орбиту, которая была гораздо теснее связана с воронежскими сёлами, нежели с мучкапскими. До середины 1950-ых годов, когда в самой Краснояровке появилась восьмилетняя школа, местные дети ежедневно преодолевали путь до Посевкино (Воронежская область), чтобы получить образование. За медицинской помощью обращались туда же.

Фото: Дмитрий Попов

Особенно ярко эта интеграция проявлялась в семейных связях: недаром здесь помнят поговорку — «Выходи за вора, да около двора», что означало близость и доступность соседей. Брачные союзы часто заключались с жителями Посевкино и Малых Алабух Воронежской области — краснояровские парни брали оттуда жён, а девушки уходили туда замуж.

За этим лесом находятся Малые Алабухи
Вид на церковь в Посевкино
Вид на Воронежскую область
За этим лесом находятся Малые АлабухиФото: Дмитрий Попов

И это не могло не отразиться на самобытном искусстве резьбы по дереву: в узорах на наличниках Краснояровки можно увидеть отголоски воронежских мотивов, которые и делают их такими неповторимыми.

Владимир Чеботарёв, хоть родом из Степанищево, но все свои молодые годы провёл здесь. Его дом — ещё одно свидетельство уникальной связи села с Воронежской областью, ведь наличники для его окон делали не здесь, а в Грибановке, на заводе при Телермановском лесничестве.

— Там работал мой родственник, который по личным своим чертежам изготовил все эти украшения. Из-за солнечной стороны краска на них выгорела. У меня, к сожалению, нет сил и времени, чтобы привести их в нужное состояние, но я поддерживаю их, как могу, — рассказал мужчина.
Окна дома Владимира Чеботарёва
Окна дома Владимира ЧеботарёваФото: Дмитрий Попов

Но истинная уникальность Краснояровки кроется не только в неповторимых наличниках, а ещё в людях. Здесь живут гордые, своенравные жители, напоминающие собой отдельный, малочисленный народ. Несмотря на то, что их осталось всего семь человек, они бережно хранят свою историю. И, что примечательно, они не тоскуют по былому величию их села, не живут прошлым, а с достоинством наслаждаются каждым моментом жизни, находя истинный покой в этом живописном уголке.

К сожалению, многие дома в Краснояровке, украшенные резными наличниками, сейчас безлюдны — их двери на замках. И истории многих деревянных украшений остаются нерассказанными. Но при этом каждый дом, каждый наличник дышит заботой: свежая краска, ухоженный вид — всё говорит о том, что даже оставшись без хозяев, они не забыты, а бережно хранятся для будущих поколений.

Славное село Шапкино

Шапкино, наряду с Коростелёво является одним из древнейших сельских образований в округе. Его первое упоминание датируется 1707 годом, но до 1720-х годов оно было известно как деревня Исапова.

История Шапкино отмечена периодами значительного процветания и административной важности. К 1911 году здесь проживало внушительное количество жителей — 7220 человек. Ещё более примечательно, что с 1938 по 1956 год село являлось центром Шапкинского района, управляя территорией с населением в 25 тысяч человек. В настоящее время здесь проживает около тысячи сельчан.

Глубокие исторические корни села неразрывно связаны с его основателями — казаками. Их наследие гордо запечатлено на гербе села. Кстати, Шапкино — единственное поселение во всём Мучкапском округе, обладающее своим собственным официальным символом, который отражает его казачье прошлое и самобытность.

Флаг в цветах Донского казачества на здании правления мучкапского казачьего общества
Флаг в цветах Донского казачества на здании правления мучкапского казачьего обществаФото: Дмитрий Попов

При всей своей величине, численности и богатой истории, здесь не так много сохранилось деревянных наличников. Дома в основном кирпичные, что делает Шапкино в архитектурном плане похожим на Лунёвку и Варварино

Фото: Дмитрий Попов

И конечно же, здесь тоже есть свои хранители традиций. Одна из ярких примеров — Наталия Дмитрук, заведующая детской библиотекой. Она недавно покрасила свои наличники, которые поражают исполинскими размерами — такие редко встретишь. Эти украшения, как и сам дом, построил её отец в 1960 году.

Дмитрий Степанович, родившийся в 1909 году, приехал в Варварино на усадьбу помещицы из Кишмы. Он рано осиротел. Тогда его обучил столярному делу местный мастер Елисей, который стал для него наставником.

Дом Наталии Дмитрук
Дом Наталии Дмитрук
Дом Наталии ДмитрукФото: Дмитрий Попов
— У него всегда было много заказов: ульи, кадушки, рамы, двери — всё делал. Он даже успевал выполнять заказы ранним утром, прежде чем отправиться на основную работу плотником на РТС, куда его перевели из Варварино, — рассказывает Наталия Дмитрук.

Наталия Дмитриевна с глубоким почтением относится к отцовскому труду. Она принципиально не ставит пластиковые окна, сохраняя оригинальные рамы и наличники.

— Я люблю эту всю старину, — признаётся она. Что неудивительно для человека её профессии.

В окрестностях Шапкино, в семи километрах, когда-то располагалась деревня с названием Колешня, известная также как Красный Луч. Там работал колхоз «Ленинский путь», была своя школа и клуб, куда из Шапкино приезжали с концертами. Для шапкинцев Колешня осталась в памяти как уютное, утопающее в зелени и растительности местность (разительный контраст с тем же Степанищево, где, казалось, ничего толком не росло). Сегодня от Колешни, как и от Баклуш, не осталось и следа.

Несмотря на все исторические перемены, Шапкино остаётся дружным селом, продолжающим свою размеренную жизнь. Здесь жители бережно хранят уникальный уклад, создавая своё неповторимое настоящее. Это место со своим особым характером.

Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из Шапкино
Ещё одни находки из ШапкиноФото: Дмитрий Попов

Степанищево — от слова «степь», но это не точно

«Ещё одна деревня умерла.
Со временем схлестнувшись в поединке,
На помощь никого не позвала»

Эти строки невольно приходят на ум, когда смотришь на это село. Они, словно эпитафия целому поколению забытых мучкапских сёл и деревень — таких, как Степанищево.

Сегодня Степанищево медленно растворяется в окружающем пейзаже. Возможно, именно от бескрайней степи, которая теперь вплотную подступила к домам, и пошло его название.

— Когда-то здесь много было народу. И школа работала, и колхоз был. Но люди давно начали уезжать отсюда, ещё во времена перестройки, — говорит Фёдор Чехранов.

Теперь же село  заброшено, и лишь три человека остаются его хранителями. Среди уцелевшего ориентира — памятник первому комсомольцу Александру Федосову. Недалеко от этого памятника, у края распаханного поля, стоит и развалившийся дом самого Федосова, а от бывшей аптеки, что когда-то стояла рядом, не осталось даже фундамента.

Памятник первому комсомольцу в Степанищево
Памятник первому комсомольцу в СтепанищевоФото: Дмитрий Попов

На этом фоне мы обнаружили лишь один наличник, который отражает нынешнее состояние всего населённого пункта. Покосившийся от времени, с облупившейся краской он в полной мере олицетворяет собой гнетущую картину села.

Последний наличник
Последний наличникФото: Дмитрий Попов

И когда корреспонденты покидали Степанищево, переживая тяжесть увиденного, они неожиданно встретили целый рой божьих коровок. Эти крошечные красные точки, казалось, символично несли в себе не надежду на возрождение, а напоминание о том, что даже на фоне полного упадка природа продолжает свой вечный времени ход, равнодушно взирая на исчезновение человеческого следа.

Автор:Дмитрий Попов