Команда журналистов продолжает исследовать Мучкапский край в рамках проекта по сохранению деревянного зодчества в цифровом формате. Очередная остановка экспедиции — новосельцевские населённые пункты, где среди стёртых границ пяти поселений корреспонденты нашли последние сохранившиеся образцы резных наличников.
Новосельцевская «агломерация» — это четыре посёлка и одна деревня. Чтобы попасть в них, приходится совершить небольшое путешествие и проехать через два села соседнего Уваровского округа. Это рождает ощущение пути в своеобразный анклав.
У всех поселений есть общая схожесть: в каждом из них, не считая самих Новосельцев, всего одна единственная улица, которая носит одноимённое с посёлком название. Эта простая топонимика красноречиво говорит об их истории. Скорее всего, они возникали как небольшие хутора или выселки, где вся жизнь текла вдоль одной дороги.
Формально все они числятся в Заполатовском территориальном отделе, но эта связь лишь номинальна. А реальная жизнь этих мест определяется общей историей заселения, совместной судьбой и особым менталитетом, выработанным относительной изоляцией, а не административным делением.
Приезжая сюда, возникает впечатление, что все эти деревни образуют одну большую агломерацию: общее пространство, где границы между населёнными пунктами размыты, а «сосед» — не просто житель ближайшего дома, но и любой человек из такого же одноуличного посёлка рядом.
Именно это единство и общая судьба закрепились в народном названии для всех этих поселений — «сёла колхоза Мичурина». Эта память объединяет не только пять ныне существующих посёлков, но и четыре других, что когда-то входили в состав хозяйства, но со временем исчезли с карты.
Андреевка — здесь дым из печных труб не вызывает ностальгии
Деревня Андреевка, она же Клемёновка или Климины, является одним из древних населённых пунктов в этих местах. Изначально землёй владел барин Климин, затем их купил помещик Андреев, отсюда и названия. Именно сюда когда-то ходили учиться в школу дети из близлежащих посёлков.
Как и в других поселениях, здесь всего одна улица: левая её часть полностью «вымерла», а правая — относительно процветает, ведь на ней до сих пор живут 16 человек.
В Андреевку так и не провели газ. Поэтому из заселённых домов вовсю валит дым из печных труб. Запах этот моментально отправляет стороннего наблюдателя в детство, но для местных жителей это не ностальгия, а ежедневная необходимость.
Местная жительница Ирина Бахтыгулова вспоминает, что когда-то деревня была многолюдной:
— Тогда весь порядок был заполнен людьми. Под сто человек жило, детей много бегало. Кстати, и на нашем доме были узоры на окнах, но мы их сняли.
Среди этого запустения чудом уцелели всего два наличника. Они висят на окнах покинутых домов — обшарпанные и потрескавшиеся, почти без краски. Сейчас они просто молчаливо смотрят на то, как деревня медленно угасает.
Новосельцы — преемственность как дань истории
Перемещаясь из Андреевки, мы попадаем в Новосельцы, основанные в 1900 году. Посёлок заселён и кажется довольно-таки не маленьким. Много больших коттеджных домов, на которых красуются точно такие же шаблонные наличники, как в Троицком.
Однако здесь прослеживается глубокая связь с прошлым, выраженная в своеобразной преемственности.
Как, по-вашему, называется школа в Новосельцах? Думаете, Новосельцевская? А вот и нет — «Андреевская». Эту школу сельчане самоотверженно отстояли в 2011 году от закрытия. А местный клуб и библиотека носят имя — «Земетчинский». Это не просто совпадение, а дань памяти: школа названа в честь первой в этой округе, которая когда-то действовала в соседнем посёлке, а клуб и библиотека — в честь другого посёлка — Земетчино, где появились первые культурные и административные учреждения, включая сельский совет.
Среди коттеджных строений корреспондентам удалось найти два дома, которые вобрали в себя русские традиции. Один из них принадлежит 85-летней Раисе Григорьевне Ерохиной, с которой удалось пообщаться и узнать историю наличника на её доме.
— В 1972 году бригада из четырёх человек возводила этот дом, они были из Сосновского округа, села Перкино. Сейчас я сама их подкрашиваю. Считаю, что дом без них будет смотреться голым и некрасивым, — рассказала Раиса Ерохина.
Лисицыно — вотчина барыни
Посёлок стоит в живописном месте, где единственную улицу впритык огибает река Большая Алабушка. Название его хранит память о его основательнице — барыне Лисицыной, которая наделяла крестьян землёй. В наше время ещё остались люди, которые до сих пор передают истории о ней.
— Мне в детстве рассказывали те, кто её ещё видел. Она в каждый дом заходила, подарки давала. Крестьяне могли ей пожаловаться на управляющего, и она тут же побивала его плетью. Жители её всегда с нетерпением ждали, — рассказывает бывший председатель колхоза имени Мичурина Иван Матвеев.
В настоящее время население Лисицына составляет всего десять человек.
По воспоминаниям местной жительницы Валентины Ивановны Долговой, когда-то здесь было заселено 24 дома, а теперь — лишь четыре. Столько же уцелевших наличников мы и обнаружили.
Один из этих домов хранит историю своего создателя. Как рассказала Наталия Ерохина, дом построил в 1965 году фронтовик Пётр Афанасьевич Долгов.
— Он сам занимался постройкой и очень красиво вырезал наличники, для этого у него был специальный станок, а после их разукрашивал. Он всё умел вырезать по дереву, — вспоминает женщина.
И теперь его творение стали тихим памятником этому поселению на берегу реки.
Земетчино — выселки из Коростелёво
Поездка в Земетчино началась с тревожной мысли: а найдем ли мы здесь хоть кого-нибудь, проезжая пустые дома зарощенные клёном. Но на самом краю улицы нам повезло — мы встретили последних хранителей памяти этого места, добродушную и гостеприимную семью Швецовых.
История этого населенного пункта уходит корнями в прошлое. Изначально эти земли принадлежали помещику Бунину (однофамильцу знаменитого писателя), а напротив располагалась деревня Холуденевка. Само же Земетчино основано переселенцами из села Коростелёво в 1922 году, пришедшими сюда с одноименной улицы, современное название которой — Октябрьская. Сегодня здесь живут всего восемь человек.
— Когда первые поселенцы прибыли сюда, тут ещё стояли постройки, в которых раньше жила помещичья прислуга. Позже, уже в советское время, здесь появилось много кирпичных строений, но при этом всё равно было много домов с наличникам, — рассказала Елена Швецова.
Сегодня же здесь остался один резной элемент, который, скорее всего, делал мастер из Коростелёво.
Плишкино — здесь автобусы едут мимо
Продолжая наш путь по трассе, ведущей на Воронеж, можно легко проскочить неприметный посёлок Плишкино. Его улицы расходятся по обе стороны дороги, а сам он настолько мал, что сейчас из одиннадцати домов заселены лишь два.
Он основан ещё до отмены крепостного права переселенцами из деревни Гвардеевка Воронежской области. Происхождение его названия типично для этих мест — оно названо по фамилии владельца здешних земель — помещика Плишкина.
Но здесь нам удалось найти деревянные наличники. К сожалению, их истории навсегда останутся забытыми и нерассказанными. Нынешние хозяева домов не могут ничего поведать о происхождении этих деревянных украшениях или людях, что их когда-то вырезали.
На некоторых наличниках центральным элементом служит вырезанная шестиконечная звезда или цветок (розетка), которые отсылают к работам в селе Шапкино.
Стоит отметить, что здесь всю жизнь прожила известная всем соседним поселкам колхоза Мичурина Вера Ильинична Семидолина депутат Верховного Совета РСФСР, удостоенная ордена Ленина.
Есть соблазн увидеть в этих местах романтику — угасающую красоту, дым из труб, тишину, но реальность прозаичнее. Для местных жителей это не декорация, а повседневная жизнь с её трудностями.
Резные наличники оказались точным индикатором этого не соответствия. Мы романтизируем их как «последних свидетелей эпохи», а для тех, кто ещё живёт здесь, они часто просто элемент старого дома, который напоминает о том, что когда-то деревня была многолюдной.
Корреспонденты «Мучкапских новостей» честно зафиксировали для цифровой памяти то, что можно сохранить: узоры, истории домов и имена мастеров, пока ещё не все свидетели уехали из этих мест.